A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Тюменская Библейская Семинария Христиан Веры Евангельской»

МЕНЮ

МЕЛОЧИ БОЛЬШОГО МАСШТАБА или Суета грамотного человека не победит


10 12 2024
70

Чем образованнее человек, тем больше у него потребность выныривать из повседневности. Замечательно, что вокруг есть много прекрасных островков, готовых подарить нам такие моменты! В каждом из них скрыто множество множеств нематериальных ценностей, богатейшей пищи для ума, души и духа – как и в самом скромном слове “культура”. Вкусив однажды, навсегда запомнишь то удовольствие подняться над суетой, осмыслить жизнь с иного горизонта, оценить прошлое, настоящее и будущее со стороны. Маленькие островки, открывающие для обратившего ищущий взгляд огромный мир.

15 ноября 2024г. студенты Тюменской Библейской Семинарии посетили Иркутский областной краеведческий музей, являющийся одним из старейших музеев России. Он был основан в декабре 1782 года по инициативе иркутского губернатора Франца Клички, который призвал отцов города пожертвовать средства на строительство музея и первой книгохранительницы. Расцвет же Иркутского музея, превращение его в центр по изучению Сибири и сопредельных территорий, в научное хранилище и просветительное учреждение связаны с открытием в Иркутске в 1851 году Сибирского отдела Русского географического общества, в ведение которого в 1854 году был передан музей. 

Данный музей — это не просто хранилище артефактов, а настоящая сокровищница истории, которая позволяет нам взглянуть на многогранное наследие региона. Искреннее желание одного человека послужить соотечественникам зажгло сердца единомышленников и выросло в значимое явление культурно-исторической жизни нашей страны.

А для кого-то – сор… 

В 1887 году при раскопке котлована в земле обнаружились человеческие кости и древние изделия. В дальнейшем, при строительстве железной дороги в районе Глазково были найдены захоронения древних людей. Этими находками заинтересовался археолог Николай Иванович Витковский. Но множество ценных находок было безвозвратно испорчено по причине незаинтересованности работников, они просто не обращали внимания на древние орудия и человеческие кости. 

Археологические находки, встречающиеся в могилах – это сопроводительный инвентарь, которым соплеменники снабжали человека перед погребением. Были найдены каменные топоры, наконечники стрел, ножи, составленные рыболовные крючки, костяные иглы, украшения из камня и кости, многое другое. Все эти находки представлены на витринах краеведческого музея. 

Среди предметов древнего искусства выделяются кольца и диски из нефрита, поражающие своей симметричностью. До сих пор учёные и сотрудники музея не могут понять, как они были обработаны. По одной из версий – инструментом, созданным из сплава титана. Такие же кольца находили при раскопках в Европе и Китае, как и небольшие следы самого инструмента из титанового сплава. 

В земле лежат миллионы совершенно потрясающих, уникальных объектов, при раскопках которых современные люди могут узнать не просто очень интересную и даже загадочную историю нашей малой родины, но и осмыслить себя, жизнь современников, будущее. В настоящее время археологические раскопки приостановлены, в последнее время СМИ заговорили о возможности музеефикации Глазковского некрополя. Этот формат музея необычен и чрезвычайно интересен своей атмосферностью.

Большие изменение во внешний вид города внёс большой пожар, случившийся в июне 1879 г. К сожалению, было утеряно и много экспонатов. 

Всё началось с возгорания стайки в одном из дворов около Мелочного базара 22 июня. Огонь быстро распространился на соседние улицы, в следствии чего загорелись большие деревянные здания Юнкерского училища и военно-аптечные склады. Пожар был остановлен поздно к вечеру силами воинских подразделений и рабочих артелей, разбирающих деревянные сооружения по периметру пожара. В результате выгорело 11 кварталов целиком и 3 квартала частично. Малый огонь – много беды…

Второй пожар произошёл 24 июня в воскресенье (базарный день). Пожар начался на постоялом дворе. Ближайшие улицы были густо застроены деревянными домами купцов. Через час горели дома двух кварталов, а через три – двенадцати.  Поднялся сильный ветер и огонь шёл прямо по крышам. Загорелся и взорвался Александро-Невский винокуренный завод. Загорелись здания Государственного банка, Казначейства, губернского управления, музея географического общества, гостевой двор, мещанские гостиные ряды. О силе верхового пожара мы можем судить по остаткам большого колокола Благовещенской церкви, который расплавился и стек на землю! 

Опираясь на этот опыт, городская Дума приняла решение запретить постройку деревянных строений по линии Большой улицы (ныне Карла Маркса, где и находится музей) и на расстоянии десяти саженей от неё. Постройки, выходящие на линию улицы, дозволялись только каменные и обязательно с железной крышей. На средства иркутских купцов были восстановлены учебные и медицинские заведения. В течении 10 лет последствия пожара были полностью ликвидированы. 

2 дня и 10 лет… 

Семинаристы много узнали о коренных жителях Иркутской области, о их хозяйственном укладе, культуре, традициях. Была возможность рассмотреть жилища, предметы быта, которые на сегодняшний день уже не встретишь в обиходе обычной хозяйки и хозяина.

Например, у тофаларов их жилище, «чум», конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замша из оленьей или лосиной шкуры у народов Севера и Сибири), а летом берестой. Традиционной деятельностью считается разведение оленей и охота. Тофы издавна большую часть года жили в кочевках. До 1920-х годов, кочуя по тайге, они хорошо приспособились к суровой и мало удобной жизни на природе. Тофы создали уникальную, весьма близкую к природе национальную культуру. Тофалар является отличным следопытом, умеющим хорошо читать весьма сложную книгу тайги и передающим свои умения детям.

К коренным жителям относятся и буряты. Они тоже вели кочевой образ жизни. В определенных условиях их юрта – совершенная конструкция как в практическом, так и в эстетическом отношении. Это тип герметически замкнутого компактного жилища – лёгкого сборно-разборного сооружения из решётчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом, приспособленного к транспортировке на вьючных животных. Размеры юрты соответствуют масштабу человека. Внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы её обитателей, обеспечивает хозяйственно-бытовую деятельность. 

В 19-м веке значительная часть бурятского населения жила в поселениях – улусах, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Каждый улус состоял из нескольких семей – айлов или хотонов, объединенных по родовому признаку. Население проводило в улусах холодное время года, поэтому они назывались еще зимниками.

Музейная экспозиция знакомит с реконструкцией казачьего быта. Она повествует о том, как казаки участвовали в колонизации территорий Сибири, основывая новые поселения и развивая сельское хозяйство, как они адаптировались к суровым условиям сибирского климата и использовали свои навыки для выживания. Экспонаты позволяют рассмотреть костюмы, украшенные вышивкой и символикой, которые отражают не только эстетические предпочтения, но и духовные ценности казаков, а также традиционные предметы — утварь, орудия труда и одежду, которые использовались казаками в повседневной жизни.

Об одном из таких предметов нам рассказали особенно интересную историю: как проявлялось отношение к желанному и нежеланному гостю с помощью чаши, из которой выпивали казаки за столом.

При трапезе у атамана за столом подавалась медовуха в 4-х литровой чаше. Атаман брал её и пил, затем подавал гостю – значит он желанный, ему рады. Чаша шла далее по кругу. К атаману она должна прийти пустая, он её переворачивал и ставил на стол. Если же гость приходил нежеланный – атаман подавал чашу в другую сторону от него, и все знали, что гость нежеланный и надо оставить ему почти всю медовуху (примерно 3 литра). Неуважаемый гость если и выпивал этот остаток, то уже практически валился с ног. Его выносили из-за стола и укладывали на печь. На утро все повторялось, вечером тоже, пока человек не доходил «до кондиции» – тогда он был готов на принятие любых условий.

Не думай о мелочах свысока… Ручеёк даёт начало реке, поступок – привычке, секунда говорит о твоей бережливости, то, что находится вокруг тебя – о тебе расскажет больше, чем ты сам знаешь, а ласковый огонёк может погубить дело многих лет и коварно напасть, когда ты решил, что победил и можешь отдохнуть… И воспитывай себя, учись и выходи за рамки. Не костеней в привычном, ведь тогда не сможешь подняться мысленным взглядом и оценить со стороны ни себя, ни сокровище, предлагаемое жизнью.

© 2025 - РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Тюменская Библейская Семинария Христиан Веры Евангельской»